Движение — это жизнь, а жизнь — это есть движение

 

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Дошкольный возраст – благодатный период для формирования и развития двигательной деятельности.

Целевыми показателями  становится физически развитый ребенок, у которого развита крупная (общая) и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Жизнь – это система движений.
Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением.

На страницах различных книг, посвященных развитию детей, мы достаточно часто встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Но, тем не менее, немногие  отдают себе отчет, насколько важна для ребенка эта моторика.

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться и говорить.

В наше время мало говорят о важности формирования двигательных умений и навыков у детей. Больший упор делается на знания – сейчас модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. Ребенка записывают в центры развития, водят на пение и рисование, покупают современные гаджеты и мотивируют интерес к знаниям. А все остальное воспринимаются как нечто простое, что само собой разумеется.
Детей, играющих в «Казаки-разбойники» или «Вышибалы», во дворах многоэтажек уже не встретишь.

Тем временем, важную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии играет моторика, т. е. двигательная активность.

Навыки двигательной активности невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что в детстве они формируются наиболее легко и быстро, часто требуют особого внимания и специальной работы.

Не уделяя внимания  развитию двигательных навыков , со временем можно обнаружить , что  ребенок, который рано научился читать, рисовать, решать задачки, в то же время не умеет перелезть через забор, играть в футбол, перепрыгнуть через лужу.

Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма.

Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов:

  • памяти,
  • внимания,
  • речи,
  • мышления,
  • моторики.

О том, что существует мелкая моторика, знают, наверное, все родители дошкольников, именно поэтому они стараются уделять внимание занятиям с мозаикой, паззлами, играми в конструктор, лепкой.

Ведь от уровня развития мелкой моторики зависит и владение речью, и общий интеллектуальный уровень ребенка.

Но не меньшее значение для полноценного развития детей имеет и крупная моторика, которую также называют общей.

  • Под ней понимаются все произвольные движения рук, ног, головы и туловища в пространстве и относительно друг друга, начиная от поворота головы для поиска взглядом любимой игрушки и заканчивая подвижными играми на спортивной площадке.

Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой  моторики.

Что такое общая или крупная моторика?

  •     Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки).
  • Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Крупная (общая) моторика развивается постепенно:
  • сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, ребенок учится контролировать мышцы глаз, когда следит за тем, как вы двигаете погремушкой
  • потом за повороты головой и ребенок может удерживать, а затем и поворачивать голову,
  • далее развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки, туловище, ноги и ребенок способен уже переворачивается на животик, учится ползать и ходить. 

Без достаточно развитой общей моторики ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.

Это главные достижения на первом году жизни, которые очень важны для развития его мозговой деятельности.
У ребенка обязательно должна быть возможность для самых разнообразных движений и активности, когда он бодрствует.

  • Параллельно с крупной моторикой идет развитие и мелкой моторики – ловкости пальчиков и кистей рук. Малыш рассматривает свои ручки и тренируется захватывать разные предметы.

Обычно взрослые  все свое внимание сосредотачивают именно на упражнениях, которые развивают мелкую моторику у ребенка.

Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с распорядком дня.

Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.

В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более точных движений, которые являются мелкой моторикой.

В двигательном аппарате человека, отвечающих за моторику  различают три основных элемента:
  • мышцы – исполнители движений;
  • кости, которые служат опорой или рычагами (при проявлении мышечных усилий);
  • нервная система, которая направляет движения и руководит ими.

О значимости развития мелкой моторики для психического развития ребенка говорят очень много. Считается, что пальчиковые игры способствуют речевому развитию и последующему  овладению письмом.

Специалисты, работающие с детьми  (педиатры, неврологи, детские психологи, логопеды), замечают парадоксальные вещи:

  • Например, ребенок, хорошо удерживает пишущие предметы (ручку, карандаш, фломастер), но не может поймать мячик, или не способен определенное время удерживать позу спины и т.д.

Такой парадокс связан с недостаточной зрелостью крупной (общей) моторики.

Попробуем разобраться в психологических механизмах данного явления, но прежде всего, разберемся в том, что понимается под моторикой. 

Что  такое моторика?

Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей).

Моторика бывает крупной (общей), мелкой и моторикой внутренних органов.

Крупная моторика — это общие разнообразные  движения крупных мышц тела, рук и ног, такие, например, как бег, ходьба, прыжки, ползание, бросание предметов, повороты и наклоны туловища.

Простыми словами — лов­кость наших движений, коорди­нация, быстрота, выносливость и есть крупная моторика.

Общие двигательные навыки помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни.

Общую моторику очень хорошо развивают подвижные игры и физические упражнения.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Например, пинцетный захват, застегивание пуговиц, рисование и т.д.

Поэтому, условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы, которые невероятно важны в жизни любого человека:
  • движения большой амплитуды и действия, совершаемые всем телом
  • движения малой амплитуды и действия, совершаемые руками

Зачем развивать крупную моторику?

Для того чтобы  ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.

Современные дети ведут в основном сидячий об­раз жизни и играют в настольные игры — тихие, спокойные, направленные на интеллектуальное развитие. Они играют: в конс­трукторы, лото, пазлы, компьютерные игры и приложения.  Дети  мало двигают­ся, и, как следствие этого, координация движений не развивается.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики:
  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.

Что  такое произвольность движений (действий)?

Следует различать:

  • произвольность поведения 
  • произвольность действий 

Произвольность поведения – это важнейшей способностью и умение ребенка управлять своим поведением и успешно организовывать свою работу.

Произвольность движений (действий)  — произвольность двигательной активности – возможность выполнения тех или иных сенсомоторных актов в соответствии с воздействием внешней среды, ее объектов.

Моторикаэто последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
В нейропсихологии моторные функции называют праксисом или иначе произвольные движения и действия.

Произвольные —  это контролируемые и управляемые самим ребенком для выполнения поставленной цели.
На развитие произвольности  ребёнка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Большое значение для развития произвольности у детей имеют подвижные игры с правилами. Правила в этих играх создают для ребёнка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя.

Правила игры являются внешним требованием.  Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра. Овладение правилами игр является значительным фактором в формировании произвольности ребёнка в детском коллективе.

Развитие произвольности в подвижных играх с правилами, является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению.

Существует большое количество нарушений двигательных функций у детей.

  •  Например, это могут быть врожденные или приобретенные неврологические заболевания, такие как детский церебральный паралич, полиомиелит, ботулизм.
    Данные расстройства связаны с поражением нервных клеток разного уровня и требуют длительного и систематического лечения.
  • Отдельно выделяют нарушения двигательных функций не связанных с параличами и парезами. Это трудности, связанные с самостоятельным выполнением бытовых навыков, таких как застегивание пуговиц, еда из ложки, общая неловкость.
  • А также специфические нарушения, такие как застревание на одном и том же деле (иначе трудности переключения), быстрая утомляемость от малейших нагрузок, медлительность.

Часто взрослые замечают, что интеллектуально развитый ребенок  с трудом поднимается по лестнице, не способен застегнуть молнию, не может повернуться быстро в нужную сторону.

Указанные проблемы свидетельствуют о недостаточной зрелости крупной моторики.

Такие сложности могут в последующем оказать негативное влияние на развитие учебных  навыков, в частности письма, чтения и счета.

На начальных стадиях овладения письмом ребенку потребуется развернутый контроль за позой, осанкой, выведением букв на листе,  все эти движения требуют точности, координации и гармоничного распределения ресурсов на мышечном уровне.

Если  на этапе раннего и дошкольного возраста у ребенка наблюдается двигательная неловкость, если он пропустил этап ползания или ползал сидя на попе, не может научиться кататься на велосипеде, часто падает, с трудом поднимается по лестнице, не умеет ловить мячик – это повод обратить внимание на развитие общей моторики и начать коррекцию двигательных функций.

Лучше всего для развития и коррекции двигательных нарушений подходят подвижные игры  и игры на  развитие ловкости, такие как метание мяча в корзину, ходьба по веревочке, скакалка, классики, резиночки, полоса препятствий и многое другое.

Подобного рода игры способствуют не просто укреплению моторных навыков и ловкости, но и формируют функции программирования, регуляции и контроля (произвольности движений), так необходимые детям для достижения успеха.

Почему нельзя забывать о крупной (общей)  моторике:

  • Упражнения на развитие крупной моторики помогают укреплять мышцы и суставы. Это важно для физического развития и выносливости.
  • Регулярная физическая нагрузка, согласно возрасту ребенка, способствует укреплению вестибулярного аппарата.
  • Ребенок лучше владеет своим телом, более гибок и ловок. Это помогает ему контролировать свое тело, что положительно влияет не только на самочувствие, но и на самооценку.
  • Для того чтобы успешно развивать мелкую моторику у ребенка, ловкость его пальчиков, без развития крупной моторики не обойтись. Крупная и мелкая моторика взаимосвязаны и нуждаются в параллельном развитии.
  • Развивая крупную моторику, вы способствуете и речевому развитию ребенка.
  • Развивается внимательность и координация движений.

Прежде всего это все физические упражнения: зарядка, спорт, подвижные игры, занятия танцами.

Для малышей до года – динамическая гимнастика, плаванье, массаж, поощрение ползания и ходьбы.

На улице у ребенка должна быть возможность активно проводить время. В этом помогут велосипед, самокат, ролики, игры с мячом, скалкой, на попадание в цель. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается общая моторика ребенка.

Одним предупредительным сигналом, на который необходимо обратить внимание, является замедленное движение. Это заметно по тому, что ребенок старшего возраста медленно реагирует на раздражители и двигается тяжело и неповоротливо. Он не справляется с обычными ежедневными делами и часто оказывается последним среди ровесников.

Крупную моторику мы развиваем на физкультурных занятиях, утренних гимнастиках, в подвижных играх, спортивных досугах и т.д.

Занятия по развитию крупной моторики направлены на формирование внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела.

Благодаря регулярным упражнениям у ребенка складывается ощущение целостности, ясности, надежности своего тела, как необходимого компонента физического и эмоционального благополучия.

Физическая зарядка.
Достаточно регулярно проводить с ребенком 7−10-минутную зарядку с выполнением простых упражнений, чтобы поддерживать костно-мышечную систему в тонусе.

Спорт.
Речь идет не столько о профессиональном спорте, польза которого находится под большим вопросом, сколько о любительских занятиях.

Катание на роликах, велосипеде и лыжах, бег, каратэ, баскетбол и футбол — все эти виды спорта помогут в развитии крупной моторики дошкольника.

Танцы.
Если спорт ребенка не вдохновляет, то можно записать его на занятия танцами.

Они также развивают координацию, концентрацию внимания, память и держат мышцы в тонусе.

Подвижные игры.
Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в любых играх, поэтому педагоги  часто используют их для обучения чтению, счету, письму и другим навыкам.

Активные игры, требуют движения и скорости реакции. Они не только увлекательны, но и очень полезны для развития крупной моторики. Игры с мячом, в классики и городки, «Выше ноги от земли» и многие другие — эффективные помощники в этом деле.

Какие игры являются подвижными?

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.

Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры — баскетбол, хоккей, футбол и др.  

Подвижные игры — игры с правилами.

Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению: игры с бегом, с прыжками и т.д.

Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования основных видов движений.

Активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка, развитию крупной моторики и произвольности движений.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д. ).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр:
  1. Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами осуществляют намеченную цель (ролевые игры).
  2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми или самими ребятами-лидерами.
  • простые некомандные подвижные игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества и двигательные возможности;
  • более сложные, переходные к командным подвижные игры, в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре («Салки — давай руку», «Перебежки с пленом»).
    Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусматривается правилами («Белые медведи», «Караси и щуки»);
  • командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные коллективы-команды. От действия каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. 
    Часто в командных играх для координации действий и общего руководства выбирают капитанов команд.
Сюжетные игры

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (пожарник, летчик, шофер), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и поводках животных и птиц.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих.  В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные и количество играющих может быть различным (от 5 до 25). Основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли- волка, лисы, кота.

Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать произвольность  поведения детей.

Бессюжетные игры

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек, очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же:

  • наличие правил и ответственных ролей
  • взаимосвязанные игровые действия всех участников

Основаны чаще всего на беге с ловлей и увёртыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений, что способствует развитию крупной моторики.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве.

В бессюжетных играх воспитатель показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека или организованы поточно.

Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).

В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру»).

Особую группу составляют хороводные игры

Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

Игровые упражнения

Игровые упражнения представляет собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч«, «Доползи до погремушки», «Попади в воротца» и др.).

В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы и правила в общепринятом смысле, каждый ребенок действует по отдельному указанию взрослого, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Вытекающие из названий упражнений, задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) и имеют еще и зрелищный эффект.

Игровые упражнения можно использовать при проведении индивидуальной работы по развитию движений с ребенком, так и с небольшими группами детей.

Игры- забавы,  Игры- аттракционы

Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.

Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движения с завязанными глазами и тому подобное).

Такие задания выполняют двое-трое детей старшего дошкольного возраста, а основная масса детей являются зрителями. Игры- забавы доставляют детям радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты

Основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств и произвольности движений (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности).

Игры доступны детям 5–6 лет, в младших группах их не проводят.

  • Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше («Кто скорее добежит к своему флажку» и др.).
  • Или могут проводиться с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат (Чье звено скорее построится» и др.).
Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера:  

В этих играх (бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др.) используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Педагогическая характеристика и воспитательные возможности  подвижных игр

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие общей моторики и произвольности действий  ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п.

Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо­гать друг другу.

Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще всего коллективные, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Воспитательное значение подвижных игр основывается на  их коллективном характере.

Призваны  развивать в детях:
  • чувство товарищества
  • ответственности за собственные действия
  • солидарности с действиями партнеров
  • разделения ответственности за их действия.
В процессе  подвижной игры   формируется:  
  • способность в доброжелательной оценке удачных игровых действий соперников
  • жертвенность собственными интересами ради интересов команды
Коллективные подвижные игры особенно ценны в воспитательном отношении:
  • Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
  • Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д.
  • Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.
  • Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.
  • Подвижные игры сопряжены с чередованием положительных и отрицательных эмоций.
  • Профессиональное руководство игровой деятельностью, поведением участников игры является важным условием формирования моральных, волевых и нравственных качеств личности ребенка.
В подвижной игре формируются важные черты личности:
  • творчество,
  • инициативность,
  • смелость,
  • решительность,
  • рассудительность,
  • настойчивость,
  • организованность
Оздоровительное значение подвижных игр 

Выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка.

Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием

  • благотворного воздействия на рост антропометрических показателей,
  • достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки,
  • положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

Подвижные игры способствуют развитию двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, выносливости, координированности (ловкости). Примечательно то, что специфика спортивных игр позволяет развивать двигательные качества одновременно и комплексно.

ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования) говорит:

Гл.1. п. 1.4. Основные принципы ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…

п. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…

Гл. 2 п.2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности…

п. 2.11.2 В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
б) способы и направления поддержки детской инициативы, в том числе двигательной…

Гл.3 п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…

п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)…

Гл. IV.  п.4.6.  Целевые ориентиры на этапе завершения ДО: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…

Условия  развития  детской  инициативы

  • формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу», «Ты справишься, ты сможешь»;
  • предвосхищающая положительная оценка, например: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится», «Ты обязательно перепрыгнешь»

Например:

  1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии (выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики и др.)
  2. Проявление инициативы в организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов);
  3. Введение дополнения в правила игры (усложнения), введение новых ролей;
  4. Можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение.

Игра – отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы.

Для поддержки детской инициативы необходимо:
  • Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  • Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками  и пособиями;
  • Содержать в открытом доступе различные атрибуты двигательной активности;

Самостоятельность ребенка это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

Развитие   детской     самостоятельности     осуществляется     через:

1. Поручения детям

Привлекаем ребенка к подбору и размещению оборудования, расставлению спортивного инвентарь на определенном расстоянии. Например, для перешагивания, а также ребенок самостоятельно может отсчитать предметы в количестве до десяти.

В результате последовательно проводимой работы ребенок быстро учится самостоятельно расставлять и выбирать оборудование.

2. Во время выполнения ОРУ (общеразвивающих упражнений) и ОВД (основных видов движений).

Во время ОРУ можно прибегнуть к такому приему: только назвать знакомое упражнение, давая ребенку возможность вспомнить.

Детям  нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть). Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже младшим надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно.

В основной части занятия можно заинтересовать ребенка интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.

Например:

  • кто дальше бросит мешочек через голову назад;
  • кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами;
  • попадите в катящийся обруч мячом;
  • доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
  • выберите любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.

Сразу после занятия подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.

 

3. На каждом занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.

Ребенок становятся старше, возрастает его общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать ребенка к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла.

На этом этапе все дети  любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации.

Можно использовать следующие  задания:

  • представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги (идет профилактика плоскостопия);
  • подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
  • посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
4. Карточки-схемы

Работа с карточками позволяет ребенку использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки ребенка к самостоятельной организации двигательного досуга является его умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.

Использование схем-карточек при проведении утренней гимнастики:

В младшем дошкольном возрасте можно использовать следующий способ: разметить беговую дорожку и разделить её на несколько этапов.
На каждом отрезке дорожки поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения.
Например:  на  отрезке ходьба  на  носках показана  лиса,   на отрезке прыжки – заяц, на отрезке бег – лошадка. Ребенок заранее ознакомлен с персонажами-животными, знает какой вид движения надо выполнять.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития общефизической подготовки. 
Ребёнок получает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий и может провести общеразвивающие упражнения  на занятиях самостоятельно.
Например: ходьба по буму; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину, и самостоятельно выполняет упражнения.

На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой. Темп указывается цветом: красный – быстро, синий – в среднем темпе, зелёный – медленно. Взрослый находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке.

Например, изображены: лягушка – прыжки в приседе; колобок – перекатывание, мышка – ходьба на носках по гимнастической скамейке.

5. Подвижные игры– самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий.

Примеры:

  • предложить попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, придумать игру самому;
  • спросить, какие игры подсказывает погода за окном, предложить посоветоваться (если группа, то отдельно мальчикам и девочкам), а потом сыграть по очереди;
  • напомнить, что нужно совершенствовать, например, прыжки в длину, и ребенок сам называет игры, где используется это движение.

Дополнительно предлагается использовать кубик с цветными гранями или волчок, карточки — схемы основных видов движений с отметкой цветом группы движений (если занятие в группе, то еще фотографии детей):

Кубик с цветными гранями, где каждая грань обозначает основной вид движения:

  • Желтый — «ходьба»;
  • Синий — «бег»;
  • Зеленый — «метание»;
  • Фиолетовый — «лазание»;
  • Оранжевый — «прыжки»;
  • Красный — «равновесие».

Один из основных принципов образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия.

Только в этом случае ребенок приучается сам:

  • в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения,
  • приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды,
  • находить выход из критического положения,
  • быстро принимать решение и приводить его в исполнение,
  • проявлять инициативу,

т.е. ребенок приобретает важные качества, необходимые ему в будущей жизни.

Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Инструментарий проведения педагогической диагностики состоит из следующих частей.

1. Описание показателей и уровней проявления инициативы:
  • в общении,
  • в игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках,
  • а также двигательной активности у детей дошкольного возраста.
2. Унифицированные формы наблюдения (Карта развития) в 5-и видах детской деятельности в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет)
  • в сюжетной игре;
  • в игре с правилами;
  • в продуктивной деятельности;
  • в познавательно-исследовательской деятельности;
  • в двигательной активности.
3. Каждый вид деятельности детей дошкольного возраста способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы:
  • творческая инициатива,
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие,
  • коммуникативная инициатива,
  • познавательная инициатива (любознательность),
  • двигательная инициатива.

Двигательная активность (инициатива) это удовлетворение естественной потребности в движении, что является важнейшим условием гармоничного развития ребенка и сохранения его здоровья.

Физическая подготовленность характеризуется наличием базовых двигательных умений и навыков в разных играх и упражнениях, а также развитием физических качеств.

Здорового ребенка привлекает физическая активность, он совершает различные типы движений и действий, в какой-то момент эти действия становятся осознанными и дифференцированными относительно объектов и целей. Он следует рекомендациям взрослых, стремится достичь лучших результатов.

Описание показателей и уровней проявления инициативы в двигательной активности у детей дошкольного возраста.  

1 уровень\низкий  (типично в 3-4 года)

Показатели:

  • ребёнок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы движений и действий с предметами. Его движения энергичны, но носят процессуальный характер (движение ради движения);
  • не придаёт значения правильности движений и низкую эффективность компенсирует энергичностью.

Ключевые признаки:

  • с удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.).

2 уровень\средний  (типично в 4-5 лет)

Показатели:

  • совершает осознанные, дифференцированные относительно объектов и целей движения;
  • проявляет интерес к определённым типам движений и физических упражнений (бегу, прыжкам, метанию);
  • изменяет свои движения в соответствии с рекомендациями взрослого (совершает согласованные движения рук при беге, ловит мяч кистями рук и т.д.), но может через некоторое время вернуться к первоначальному способу;
  • с удовольствием пробует новые типы двигательной активности.

Ключевые признаки:

  • интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

3 уровень\высокий  (типично в 6-7 лет)

Показатели:

  • физическая активность может носить результативный характер, и ребёнок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее);
  • он прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности;
  • проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится приобрести специфические навыки для их осуществления;
  • бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает её со своими спортивными достижениями.

Ключевые признаки:

  • интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта. 
В Унифицированную «Карту развития» в описании уровня развития ребенка выносятся только ключевые признаки и используются маркеры:
  • ОБЫЧНО — качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего
  • ИЗРЕДКА — качество инициативы не характерно для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени
  • НИКОГДА — качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем