НУМЕРОЛОГИЯ - ЭТО МАГИЯ ЧИСЕЛ ИЛИ СУДЬБА ПОДАРЕННАЯ ПРИ РОЖДЕНИИ?
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Дошкольный возраст – благодатный период для формирования и развития двигательной деятельности.
Целевыми показателями становится физически развитый ребенок, у которого развита крупная (общая) и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Жизнь – это система движений.
Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением.
На страницах различных книг, посвященных развитию детей, мы достаточно часто встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Но, тем не менее, немногие отдают себе отчет, насколько важна для ребенка эта моторика.
Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться и говорить.
В наше время мало говорят о важности формирования двигательных умений и навыков у детей. Больший упор делается на знания – сейчас модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. Ребенка записывают в центры развития, водят на пение и рисование, покупают современные гаджеты и мотивируют интерес к знаниям. А все остальное воспринимаются как нечто простое, что само собой разумеется.
Детей, играющих в «Казаки-разбойники» или «Вышибалы», во дворах многоэтажек уже не встретишь.
Тем временем, важную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии играет моторика, т. е. двигательная активность.
Навыки двигательной активности невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что в детстве они формируются наиболее легко и быстро, часто требуют особого внимания и специальной работы.
Не уделяя внимания развитию двигательных навыков , со временем можно обнаружить , что ребенок, который рано научился читать, рисовать, решать задачки, в то же время не умеет перелезть через забор, играть в футбол, перепрыгнуть через лужу.
Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма.
Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов:
О том, что существует мелкая моторика, знают, наверное, все родители дошкольников, именно поэтому они стараются уделять внимание занятиям с мозаикой, паззлами, играми в конструктор, лепкой.
Ведь от уровня развития мелкой моторики зависит и владение речью, и общий интеллектуальный уровень ребенка.
Но не меньшее значение для полноценного развития детей имеет и крупная моторика, которую также называют общей.
Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Без достаточно развитой общей моторики ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.
Это главные достижения на первом году жизни, которые очень важны для развития его мозговой деятельности.
У ребенка обязательно должна быть возможность для самых разнообразных движений и активности, когда он бодрствует.
Обычно взрослые все свое внимание сосредотачивают именно на упражнениях, которые развивают мелкую моторику у ребенка.
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с распорядком дня.
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более точных движений, которые являются мелкой моторикой.
О значимости развития мелкой моторики для психического развития ребенка говорят очень много. Считается, что пальчиковые игры способствуют речевому развитию и последующему овладению письмом.
Специалисты, работающие с детьми (педиатры, неврологи, детские психологи, логопеды), замечают парадоксальные вещи:
Такой парадокс связан с недостаточной зрелостью крупной (общей) моторики.
Попробуем разобраться в психологических механизмах данного явления, но прежде всего, разберемся в том, что понимается под моторикой.
Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей).
Моторика бывает крупной (общей), мелкой и моторикой внутренних органов.
Крупная моторика — это общие разнообразные движения крупных мышц тела, рук и ног, такие, например, как бег, ходьба, прыжки, ползание, бросание предметов, повороты и наклоны туловища.
Простыми словами — ловкость наших движений, координация, быстрота, выносливость и есть крупная моторика.
Общие двигательные навыки помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни.
Общую моторику очень хорошо развивают подвижные игры и физические упражнения.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Например, пинцетный захват, застегивание пуговиц, рисование и т.д.
Для того чтобы ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.
Современные дети ведут в основном сидячий образ жизни и играют в настольные игры — тихие, спокойные, направленные на интеллектуальное развитие. Они играют: в конструкторы, лото, пазлы, компьютерные игры и приложения. Дети мало двигаются, и, как следствие этого, координация движений не развивается.
Следует различать:
Произвольность поведения – это важнейшей способностью и умение ребенка управлять своим поведением и успешно организовывать свою работу.
Произвольность движений (действий) — произвольность двигательной активности – возможность выполнения тех или иных сенсомоторных актов в соответствии с воздействием внешней среды, ее объектов.
Моторика – это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
В нейропсихологии моторные функции называют праксисом или иначе произвольные движения и действия.
Произвольные — это контролируемые и управляемые самим ребенком для выполнения поставленной цели.
На развитие произвольности ребёнка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.
Большое значение для развития произвольности у детей имеют подвижные игры с правилами. Правила в этих играх создают для ребёнка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя.
Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра. Овладение правилами игр является значительным фактором в формировании произвольности ребёнка в детском коллективе.
Развитие произвольности в подвижных играх с правилами, является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению.
Часто взрослые замечают, что интеллектуально развитый ребенок с трудом поднимается по лестнице, не способен застегнуть молнию, не может повернуться быстро в нужную сторону.
Указанные проблемы свидетельствуют о недостаточной зрелости крупной моторики.
Такие сложности могут в последующем оказать негативное влияние на развитие учебных навыков, в частности письма, чтения и счета.
На начальных стадиях овладения письмом ребенку потребуется развернутый контроль за позой, осанкой, выведением букв на листе, все эти движения требуют точности, координации и гармоничного распределения ресурсов на мышечном уровне.
Если на этапе раннего и дошкольного возраста у ребенка наблюдается двигательная неловкость, если он пропустил этап ползания или ползал сидя на попе, не может научиться кататься на велосипеде, часто падает, с трудом поднимается по лестнице, не умеет ловить мячик – это повод обратить внимание на развитие общей моторики и начать коррекцию двигательных функций.
Лучше всего для развития и коррекции двигательных нарушений подходят подвижные игры и игры на развитие ловкости, такие как метание мяча в корзину, ходьба по веревочке, скакалка, классики, резиночки, полоса препятствий и многое другое.
Подобного рода игры способствуют не просто укреплению моторных навыков и ловкости, но и формируют функции программирования, регуляции и контроля (произвольности движений), так необходимые детям для достижения успеха.
Прежде всего это все физические упражнения: зарядка, спорт, подвижные игры, занятия танцами.
Для малышей до года – динамическая гимнастика, плаванье, массаж, поощрение ползания и ходьбы.
На улице у ребенка должна быть возможность активно проводить время. В этом помогут велосипед, самокат, ролики, игры с мячом, скалкой, на попадание в цель. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается общая моторика ребенка.
Одним предупредительным сигналом, на который необходимо обратить внимание, является замедленное движение. Это заметно по тому, что ребенок старшего возраста медленно реагирует на раздражители и двигается тяжело и неповоротливо. Он не справляется с обычными ежедневными делами и часто оказывается последним среди ровесников.
Крупную моторику мы развиваем на физкультурных занятиях, утренних гимнастиках, в подвижных играх, спортивных досугах и т.д.
Занятия по развитию крупной моторики направлены на формирование внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела.
Благодаря регулярным упражнениям у ребенка складывается ощущение целостности, ясности, надежности своего тела, как необходимого компонента физического и эмоционального благополучия.
Физическая зарядка.
Достаточно регулярно проводить с ребенком 7−10-минутную зарядку с выполнением простых упражнений, чтобы поддерживать костно-мышечную систему в тонусе.
Спорт.
Речь идет не столько о профессиональном спорте, польза которого находится под большим вопросом, сколько о любительских занятиях.
Катание на роликах, велосипеде и лыжах, бег, каратэ, баскетбол и футбол — все эти виды спорта помогут в развитии крупной моторики дошкольника.
Танцы.
Если спорт ребенка не вдохновляет, то можно записать его на занятия танцами.
Они также развивают координацию, концентрацию внимания, память и держат мышцы в тонусе.
Подвижные игры.
Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в любых играх, поэтому педагоги часто используют их для обучения чтению, счету, письму и другим навыкам.
Активные игры, требуют движения и скорости реакции. Они не только увлекательны, но и очень полезны для развития крупной моторики. Игры с мячом, в классики и городки, «Выше ноги от земли» и многие другие — эффективные помощники в этом деле.
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.
Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры — баскетбол, хоккей, футбол и др.
Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению: игры с бегом, с прыжками и т.д.
Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования основных видов движений.
Активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка, развитию крупной моторики и произвольности движений.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д. ).
Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (пожарник, летчик, шофер), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и поводках животных и птиц.
Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные и количество играющих может быть различным (от 5 до 25). Основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли- волка, лисы, кота.
Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать произвольность поведения детей.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек, очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же:
Основаны чаще всего на беге с ловлей и увёртыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений, что способствует развитию крупной моторики.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве.
В бессюжетных играх воспитатель показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль.
К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека или организованы поточно.
Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).
В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру»).
Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
Игровые упражнения представляет собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. («Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч«, «Доползи до погремушки», «Попади в воротца» и др.).
В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы и правила в общепринятом смысле, каждый ребенок действует по отдельному указанию взрослого, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.
Вытекающие из названий упражнений, задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) и имеют еще и зрелищный эффект.
Игровые упражнения можно использовать при проведении индивидуальной работы по развитию движений с ребенком, так и с небольшими группами детей.
Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.
Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движения с завязанными глазами и тому подобное).
Такие задания выполняют двое-трое детей старшего дошкольного возраста, а основная масса детей являются зрителями. Игры- забавы доставляют детям радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств и произвольности движений (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности).
Игры доступны детям 5–6 лет, в младших группах их не проводят.
В этих играх (бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др.) используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.
Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие общей моторики и произвольности действий ребенка.
Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п.
Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.
Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.
По своей организации подвижные игры чаще всего коллективные, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Воспитательное значение подвижных игр основывается на их коллективном характере.
Выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка.
Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием
Подвижные игры способствуют развитию двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, выносливости, координированности (ловкости). Примечательно то, что специфика спортивных игр позволяет развивать двигательные качества одновременно и комплексно.
Гл.1. п. 1.4. Основные принципы ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…
п. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…
Гл. 2 п.2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности…
п. 2.11.2 В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
б) способы и направления поддержки детской инициативы, в том числе двигательной…
Гл.3 п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…
п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
Гл. IV. п.4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения ДО: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…
Например:
Игра – отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы.
Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
Привлекаем ребенка к подбору и размещению оборудования, расставлению спортивного инвентарь на определенном расстоянии. Например, для перешагивания, а также ребенок самостоятельно может отсчитать предметы в количестве до десяти.
В результате последовательно проводимой работы ребенок быстро учится самостоятельно расставлять и выбирать оборудование.
Во время ОРУ можно прибегнуть к такому приему: только назвать знакомое упражнение, давая ребенку возможность вспомнить.
Детям нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть). Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже младшим надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно.
В основной части занятия можно заинтересовать ребенка интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.
Например:
Сразу после занятия подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.
Ребенок становятся старше, возрастает его общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать ребенка к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла.
На этом этапе все дети любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации.
Можно использовать следующие задания:
Работа с карточками позволяет ребенку использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Критерием подготовки ребенка к самостоятельной организации двигательного досуга является его умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.
Использование схем-карточек при проведении утренней гимнастики:
В младшем дошкольном возрасте можно использовать следующий способ: разметить беговую дорожку и разделить её на несколько этапов.
На каждом отрезке дорожки поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения.
Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки – заяц, на отрезке бег – лошадка. Ребенок заранее ознакомлен с персонажами-животными, знает какой вид движения надо выполнять.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития общефизической подготовки.
Ребёнок получает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий и может провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно.
Например: ходьба по буму; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину, и самостоятельно выполняет упражнения.
На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой. Темп указывается цветом: красный – быстро, синий – в среднем темпе, зелёный – медленно. Взрослый находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке.
Например, изображены: лягушка – прыжки в приседе; колобок – перекатывание, мышка – ходьба на носках по гимнастической скамейке.
Примеры:
Дополнительно предлагается использовать кубик с цветными гранями или волчок, карточки — схемы основных видов движений с отметкой цветом группы движений (если занятие в группе, то еще фотографии детей):
Кубик с цветными гранями, где каждая грань обозначает основной вид движения:
Один из основных принципов образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия.
Только в этом случае ребенок приучается сам:
т.е. ребенок приобретает важные качества, необходимые ему в будущей жизни.
Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Двигательная активность (инициатива) – это удовлетворение естественной потребности в движении, что является важнейшим условием гармоничного развития ребенка и сохранения его здоровья.
Физическая подготовленность характеризуется наличием базовых двигательных умений и навыков в разных играх и упражнениях, а также развитием физических качеств.
Здорового ребенка привлекает физическая активность, он совершает различные типы движений и действий, в какой-то момент эти действия становятся осознанными и дифференцированными относительно объектов и целей. Он следует рекомендациям взрослых, стремится достичь лучших результатов.
1 уровень\низкий (типично в 3-4 года)
Показатели:
Ключевые признаки:
2 уровень\средний (типично в 4-5 лет)
Показатели:
Ключевые признаки:
3 уровень\высокий (типично в 6-7 лет)
Показатели:
Ключевые признаки: