Роль кинетического песка в развитии личности ребенка

Мы часто говорим и слышим о современных образовательных технологиях в работе с детьми дошкольного возраста. Настоящее время побуждает нас к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми.
Одна из таких технологий – это песочная терапия.

Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на личность ребенка.

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей, это много новых эмоций и развивающих игр.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Кинетический песок подходит для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста. Его можно использовать ежедневно в игровой и образовательной деятельности во всех образовательных областях.

Занятие лепкой из кинетического песка очень полезно для ребенка.
Это прекрасная возможность развлечь малыша и  активизировать процесс его индивидуального развития.

Чем полезен кинетический песок для детей:

  • Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
  • В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную
    текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
  • Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
  • Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

  • Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
  • Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Одним из главных средств социально-коммуникативного развития детей является сюжетно-ролевая игра.

В игре «проигрываются» разнообразные жизненные ситуации и создаются различные композиции на песке.  Атрибуты для игр можно построить из кинетического песка. Вспомогательным материалом может служить посуда для игры в кухню, фигурки домашних, диких и морских животных, различные камушки, ракушки, пуговицы и другое. 

В познавательном развитии можно использовать песок при формировании элементарных математических представлений. Например, можно предложить ребенку построить башни, различные по высоте, украсить композицию только большими – маленькими камушками или ракушками, нарисовать – напечатать на песке разные по длине предметы. В работе с детьми можно применять такие игры как: «Сортировка», «Пройди по камешкам», «Форма предмета», «Кто выше», «Волшебные превращения», «Учимся считать», «Больше – меньше», «Длиннее – короче» и другие.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики, поэтому упражнения для рук способствуют активизации речи. Работа над развитием активного словаря идет, когда ребенок, отвечая на вопрос: «Какой песок?», «Что делает?», «Что я делаю с песком?», «На что похож?» описывает с помощью прилагательных, глаголов, существительных свойства песка, свои возможности с песком и т.п.

На песке можно оставлять отпечатки букв, слогов, слов, обучать ребенка азам чтения. 

Сенсорные занятия с кинетическим песком:
  • помогают ребенку развить речь и улучшить языковые навыки;
  • способствуют развитию восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами;
  • в ходе игры дети учатся слушать и слышать друг друга.

До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей.

С помощью кинетического песка дети могут:
  • рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого);
  • составлять композиции с помощью трафаретов (формочек для песка,
    печенья и т.п.).

Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея – воплощение, деятельность, двигательная активность – результат»

  1. При работе с песком ребенок сначала думает, как именно его использовать.
  2. Потом идет процесс обдумывания плана действий.
  3. Ну и самое приятное – получение результата.
Упражнения с песком развивают двигательные навыки:
  • тренируют захват, учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т. д.), равнять поверхность песка, нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Это могут быть такие игры как «Необыкновенные следы», «Ладошки», «Кнопочки», «Угадайка», «Волшебные отпечатки» и другие.

Таким образом, технология использования кинетического песка в образовательной деятельности позволяет не только эффективно бороться с существующими проблемами и трудностями у современных дошкольников, но и развивать воображение, мышление, речь, креативность и творческий потенциал детей.

Следовательно, песок нужно использовать для развития детей во всех образовательных областях, а также для терапии и релаксации.