Синквейн

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речевого творчества, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Что такое синквейн?

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Пример синквейна:

Наша группа
Веселая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы – дружные

Строчки стихотворения похожи на японские стихи хоку и танка. Хоку – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это – синквейн.

Что же значит это необычное слово?

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пять строк», которые пишутся по определенным правилам.

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку (хайку).

Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:
Карээда ни карасу но томарикэри аки но курээ.
Переводится это так:
На голой ветке / ворон сидит одиноко /  осенний вечер

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны:

  • иметь достаточный словарный запас
  • владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак
  • согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн состоит из 5 строк и по форме напоминает ёлочку:

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

В четвертой строке – выражается уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Знакомим в игре детей с таблицей:

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.).

2 строка – два слова – это прилагательные, описывающие признака предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова – это глаголы, которые описывают действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Это фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражающее личную эмоцию автора к теме. озвученной в первой строке. Обычно это существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в 4 строке можно использовать три или пять слов, а в 5 строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

  • Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.
  • Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску.
  • Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:

  • обратный синквейн
  • синквейн-бабочка
  • зеркальный синквейн

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того, чтобы правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.
Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.

Можно ли учить составлять синквейны детей, еще не умеющих читать?

Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами: О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку, при этом части речи можно выделять разным цветом.

  • Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
  • Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

«Значение слова есть феномен мышления», — писал известный советский психолог Л.С.Выготский в работе «Мышление и речь».

В чем же эффективность и значимость синквейна?
  1. Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все.
  2. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Т.е. у ребенка появится возможность ощутить себя поэтом, у него появится свое собственное стихотворение.
  3. Синквейн является игровым приемом.
  4. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, особенно по лексической какой-то теме.
  5. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры синквейнов, составленных дошкольниками:

Котёнок
Черненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растет, зреет
Арбуз – это большая ягода
Лето

Кто? Кукла
Какая? Красивая, любимая
Что делает? Стоит, сидит, улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка

Семья
Какая она? Прекрасная, крепкая, дружная, веселая, большая
Что она делает? Гордится, заботится, помогает, любит, надеется
Предложение о семье, афоризм или пословица. Вся семья вместе – и душа на месте. В семье согласно, так идет дело прекрасно. Я люблю свою семью
Синоним или как по-другому можно назвать семью. Ячейка общества. Мой дом. Любимая. Родная

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами:

  • Что делает цветок? Растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
  • Девочка и мальчик могут производить несколько действий – смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
  • Что изображено на картинке? Кошка лежит, чайник кипит.
  • Несколько признаков к одному предмету – желтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов т их раздельное написание.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «Слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы.
Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратиться в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» (В.Шаталов)

Выводы:
  • синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения
  • синквейн помогает пополнить словарный запас
  • синквейн учит краткому пересказу
  • синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль
  • сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов
  • синквейн помогает развить речь и мышление
  • синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Синквейн – получается у всех!