Логосказка (логоистория, логорассказ, логоповествование)

Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению образовательных задач.
Это интерактивная сказка, т.к. требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Тут есть тонкая грань – не все сказанное можно назвать сказкой. Ведь сказка это чудо и волшебство. Если вы рассказываете историю, в которой нет волшебства и магии, а есть реальные события, то называйте вещи своими именами «логоистория, логорассказ, логоповествование».

Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Выделяют несколько видов логосказок:
  1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  3. Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
  4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах). Дети запоминают графический образ букв и запоминают, как выглядят звуки («Согласная и  гласная буквы взялись за руки и пошли вместе путешествовать…». Сказка о том, как их потом все звали МА-МА, ПА-ПА и т.д.)

По мнению К.И.Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а меленькие дети – предметами.

Мышлению детей дошкольного возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Именно сказка является богатым ресурсом для реализации анимистических представлений детей.

Логосказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Это способ обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения. Они могут сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным.

Педагогическая коррекция на основе работы с логосказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое хорошо и что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
  1. Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  2. Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  3. Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  4. Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  5. Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  6. Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
В логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической среды детей:
  1. Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т.д.).
  2. Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке).
  3. Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники и зрители происходящего.
Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы-БИБАБО, куклы на палочках, очень модный сейчас пластилиновый). Декорациями могут служить ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

Использование театральной логосказки позволяет решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:
  • способствовать созданию благоприятной среды для речевой активности и творчества ребенка с акцентом на коммуникативную направленность каждого его слова и высказывания
  • корректировать и развивать звуковую и просодическую стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности
  • корректировать и развивать лексико-грамматические средства языка путем формирования и расширения семантического поля слов (видовые и родовые понятия, антонимические и синонимические ряды, многозначные слова, однокоренные слова и т.д.)
  • формировать навыки словоизменения и словообразования, включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфо-синтаксических лексических) средств построения связных высказываний
  • способствовать усвоению ребенком норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств её выражения
  • развивать диалогическую и монологическую речь
  • повышать эффективность игровой мотивации детской речи, её художественно эстетической направленности и наполненности
  • корректировать и развивать психологическую базу речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов
  • обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка посредством общения со сказкой
  • приобщать детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору
  • осуществлять сотрудничество с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

При помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.

Логопедические сказки могут проводиться с целью развития артикуляционной моторики, развития фонематического восприятия, формирования связной речи и т.д.

Сказки могут представлять собой целое занятие или его фрагмент.

Их могут применять в своей практике как логопеды, так воспитатели и родители.
для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим.

Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки –спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Пример (здесь нет сказочности, волшебства, именно этот пример подходит под логоповествование):

Жила-была девочка Маша. У Маши сегодня день рождения.
Она решила украсить свой дом воздушными шариками.
Один шарик она не завязала и он начал сдуваться (ведущий отпускает шарик).
С каким звуком сдувался шарик? Ш-ш-ш.
Другой шарик Маша завязала, но недостаточно крепко, он начал сдуваться медленно.
С каким звуком сдувался шарик? С-с-с.

Другие примеры:

«Про посуду» (Словообразование).
(тут идут диалоги между посудой и это уже сказка)

Рассуждала как-то сахарница:
— Вот я – для сахара создана. Потому так и зовусь – САХАРНИЦА.
СОЛОНКА – для соли, САЛАТНИЦА – для салата, ХЛЕБНИЦА – для хлеба, СУПНИЦА – конечно, для супов, а СОУСНИК – для соусов разных.
— Да, да – подхватила МАСЛЁНКА – я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА – для селёдки.
— Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК – я не только про чай всё знаю и чайком всех вас пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!»
А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА! (Т.Шуйская)

«Как назвать зайца» (Животные и их детеныши)
Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут ЗАЙКУ и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери, что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ и захотел с ними играть.
— А как тебя зовут? – задают ему вопрос.
— Меня зовут ВОЛКОМ, — говорит ЗАИНЬКА. ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
— Попался, злой ВОЛК! – закричали ТЕЛЯТА.
Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ и приняли в игру. И ЗАИНЬКЕ и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.

Творческие приемы работы с логосказкой
  • Переваривание сказки или Знакомая сказка по-новому.
    Герои наделяются противоположными чертами характера.
    «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – добрые и трудолюбивые девочки».
    Как вернуть Золушку и оставить добрыми сестер?
  • Сказки от загадки.
    «Ни окон, ни дверей – полна горница людей».
  • Сказки от фразеологизмов.
    Начало сказки «Крокодиловы слезы»: Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…
  • Сказки от задачки.
    В этом качестве лучше использовать шуточные или стихотворные задачки.
    Задачка: купила мама десять яиц и несла их в корзине. А дно упало (а дно – одно – игра слов). Сколько яиц осталось?
    Начало сказки: Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…
  • Сказки от фантастических явлений.
    «Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Захотел бы стать прежним? А теперь давайте сочиним сказку про муравья мальчика».
  • Сказка продолжается.
    «Что было после окончания сказки? Репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Как поделили?»
  • Изменение ситуации в знакомых сказках.
    Договориться вместе с детьми, что можно изменить в знакомой сказке.
    «Золушка, убегая от принца, потеряла не башмачок, а что-то другое...» Что потеряла Золушка, и как принц нашел ее по этому предмету, вещице?
  • Бином фантазии.
    Взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете.
    «Слон и ручка»: Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…
  • Сериал в сказке.
    Нужно взять за основу любимые сказки и составлять множество серий.
    «Золушка»:
    1 серия – традиционная сказка
    2 серия – Золушка становится великаном
    3 серия – Золушка – невидимка
    4 серия – как жили дальше мачеха и дочери и т.д.
  • Сказка от превращений.
    «Я превращаюсь в кота»: Скучно мне стало жить у хозяйки, и я пошел на улицу…
  • Сказки от одного слова.
    «Мальчик»: Жил был на свете мальчик, который…
  • Сказки с новым концом.
    «Три медведя»: Маша подружилась с медведями…
    «Репка»: Вытянули не репку, а клад…
  • Сказка с середины.
    Детям предлагается начало и конец сказки. Задача – сочинить середину.
    «Однажды дети пошли в лес. Вдруг они увидели… Теперь он самый лучший друг ребят».
  • Сказки про самого себя.
    Дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними и их близкими.
  • И т.д.