СОЦИОФОБИЯ (часть 1)

СОЦИОФОБИЯ

Социофобия – это навязчивый страх оказаться в центре внимания в относительно небольших группах людей и избегание таких ситуаций. Это может быть конкретно какая-то ситуация или любая социальная ситуация вне семьи.

Социофобией страдает до 13% населения во всем мире, в России до 8%. Имеет связь с низким и недостаточным образованием, с недостаточной социальной поддержкой, а также с генетическими и семейными факторами.

Часто встречающиеся социофобические страхи:
— страх публичных выступлений
— страх «сцены» и «телевидения»
— страх собеседований (формальный контекст)
— «отмалчиваюсь» в компании знакомых или мало знакомых людей (неформальный контекст)
— страх кушать на публичных местах
— трудно знакомиться с лицом противоположного пола, трудно поддерживать первичный контакт (не хватает слов, я стесняюсь, нет опыта, негативный опыт и др.)
— трудно выражать свою агрессию (я боюсь кого-то обидеть). Здесь агрессия понимается в широком смысле этого слова и не является разрушением. Обратимся к словарю — любое действие направленное во вне, считается агрессивным импульсом (предъявление себя миру, озвучивание своей точки зрения или своего взгляда).

Портрет современного социофоба:
— возраст примерно 20-30 лет (до 20 еще пока не осознается, после 30 – уже проработаны или уже как следствие «есть большие проблемы»)
— чаще это люди «сети»
— мужчин чуть больше или равно женщинам (у женщин есть подружки, которые выслушают, поймут, посоветуют, поддержат)
— большинство не имеет близких отношений и/или имеют неудачный опыт предшествующих не долгосрочных отношений.

Характерные фразы социофоба:
«Давящее ощущение на телесном уровне (ком в горле, тяжесть в груди)»
«Страх, что обо мне подумают»
«Страх что скажут люди»
«Страх произвести плохое впечатление»
«Страх поставить себя в неловкое положение»
«Стыжусь выглядеть глупо»
«Страх подвергнуться критике, страх осуждения»
«От меня чего-то ждут»
«Боюсь выйти из роли (я думаю, что они обо мне думают, что я…)»
«Страх сказать что-то не то, не так»
«Мне кажется, что я говорю постоянно что-то не то, как-то не так»
«Страх, что меня неправильно поймут»
«Боюсь сказать лишнего, тем самым обидеть другого»
«Сложно высказать свои чувства (подобрать слова), выразить себя правильным образом»
«Боюсь, что не смогу вписаться в группу»
и т.д.

Как вкладываются убеждения, через призму которых человек потом смотрит на жизнь?

  1. Убеждения и установки что «я какой-то не такой» формируются в детском возраста, где путем достаточно не сложных взаимодействий с ребенком значимые взрослые говорят, что:
    «Так ведут себя только плохие девочки/мальчики»
    «Хорошие дети не ошибаются или всегда послушны»
    «Ты тупой, глупый, никчемный и т.д.»
    «У тебя все равно не получится, ты не справишься»
    «Все пишут в прописи ровно, а у тебя руки из ж…»
    «Вот Машенька …, а ты …»
    «Все люди как люди, а ты…»
    и т.д.
  2. Бывает так, что к ребенку применяется физическое насилие не по обстоятельствам, т.е. ему может влететь ни за что. Ребенок сначала не понимает, ведь он ничего плохого не сделал, а ему влетело, приходит осознание «он может быть плохой просто так».
    Если это происходит систематически, то у ребенка формируется внутреннее убеждение «априори, что бы я ни делал — я плохой, я тупой, я не прав и т.д.».
  3. При появлении второго ребенка, когда центр внимания смещается на младшего, старший своими успехами или неуспехами пытается обратить внимание на себя, а в результате получает незаслуженное к себе отношение и требования.
    В результате, мы получаем: «внимание нужно заработать, будь хорошим мальчиком/девочкой», «всегда будет тот, кто важнее, кто лучше, кто общеголяет», «твоя роль второго плана», «близкие теперь уже не вызывают доверия» и т.д.
  4. Если ребенка гнобят в окружающей социальной среде, а родители не формируют в ребенке ответной реакции. Т.е.у ребенка нет внутреннего посыла, чтобы «дать сдачи». Ребенок боится быть плохим, зажимается, над ним в последствии начинают смеяться и формируется установка, что «я слабый, я беззащитный, я не должен и т.д.». Это могут быть родительские фразы типа ««не ходи по травке, травке больно», «не рви цветочек, цветочек завянет, будет плакать» и т.д.
  5. Список продолжите сами исходя из своего детства… и своих убеждений…

И когда с детства вкладывается, что все «люди как люди», а ты неудачник или идиот — возникает желание доказать миру, что «ты не такой». И с «этим букетом» человек идет бороздить просторы жизни. Бывает, что на такой мотивации некоторые все же добиваются не плохого результата, но это не была их личная цель и смысл жизни, это был их «крик души».

Вопрос:
«Какой я и как я смотрю на мир?»

Через все свои убеждения человек осмысляете всю свою жизнь!

Например:
Один человек скажет «Я не должен» — есть бессознательная тревога «будь хорошим мальчиком», «хороший мальчик не может забыть, оговориться, иногда показаться смешным и т.д., ведь это ужасно», и еще «если я запаникую – я буду плохим».

Хотя другой человек в такой же ситуации скажет «ну и что, их мнение – это только их мнения, а я от этого ни лучше, ни хуже», потому что у него нет таких установок.

Начало всегда имеет продолжение…
Социофобия – это состояние, возникшее однажды в группе людей, человек теперь боится и этого избегает.
Представим себе, что человек попал в некую ситуацию и что-то пошло не так. Это «не так» отразилось на человеке негативно, и он испытал стыд, страх или другое неприятное чувство. Потом такая же ситуация повторяется еще раз/еще несколько раз, и в какой-то момент человек непроизвольно начинает испытывать уже тревогу перед повторением аналогичной ситуации.
Человек начинает по этому поводу все больше и больше думать. Состояние становится уже навязчивым и хочется сбежать, оградив себя от таких ситуаций. Поэтому человек делает всё для того, чтобы избежать повторного попадания в такой негатив.
Как результат, человек самоизолируется от негативной ситуации и начинает формироваться фобия.

Техника выявления глубинных навязчивых мыслей и установок
Ответьте на вопросы:
«Где ты сейчас находишься?» «Что вокруг тебя сейчас происходит?» (на улице…)
«Что ты сейчас думаешь?» (о том, что мне сейчас страшно…)
Нет, подумай сейчас не о том как тебе страшно, или как бьется сердце, а о том «Что ты думаешь об этой ситуации, где ты находишься и что происходит вокруг тебя?» (я думаю, что мне может стать плохо и это увидят…). Обратите внимание, что не надо анализировать мысли о здоровье (…мне трудно дышать), нужно анализировать именно ситуацию.
Но в любом случае можете помочь себе, задав следующий вопрос: «Что будет если…?»
«Почему это… для тебя так важно?» (это ужасно, это стыдно…)
«Почему для тебя это так… ужасно, стыдно?» (я не должен показаться глупым или я должен выглядеть всегда красиво…).
«Что будет если…ты будешь выглядеть глупо?» (боюсь быть плохим…)
«Как это объективно изменит твою жизнь?»
«Можешь ли ты это принять или смириться с этим?»

Т.е. как мы увидели, человек неправильно трактует реальность.
Мы выяснили, что тревога вызвана исключительно мыслями человека, во-первых, как он интерпретируете ситуацию, а во-вторых, он еще начинает фантазировать, что еще может быть (подробно о фантазиях во второй части статьи).
И только благодаря этим фантазиям и интерпретации ситуации у человека возникает эмоция – он боится, что «страх» с ним «что-то сделает». А если посмотреть на ситуацию объективно, то «вас никто не жарит на костре и камни в вас не кидает».

Я должен/не должен – это уже установка! Это очень не гибко, это очень сковывает человека.
Замените «я должен/должна» на «было бы лучше, если бы я…, но…»
если бы я…, но…  (продолжить) «…это вовсе не означает что я…, что это…, не говорит о том, что…»
Когда вы нашли в своих мыслях катастрофу «…это ктастрофично, …это ужасно» замените на «…это вовсе не такая уж катастрофа, …это не ужасно, потому что каждый имеет право на…»

Например:
«Сегодня было бы лучше, если бы я надел шлем, налокотники и наколенники, но я  буду в них выглядеть глупо и нелепо,  но это не означает что я плохой, потому что каждый человек имеет право  быть смешным. Когда первый раз человек учится управлять велосипедом, быть смешным —  это вовсе не ужасно, это даже прикольно».

Вывод:  первопричина страха – исключительно собственные мысли «Ой, мне страшно, потому что страшно». Тревога на ровном месте!

Задача:
Научиться чётко видеть и отслеживать свои тревожные мысли  «только бы не…»

Теперь стало понятно, откуда берется тревога.

Во второй части статьи мы более глубже посмотрим, что с нами происходит внутри и можно ли с этим что-либо сделать.

Продолжение статьи и пошаговое описание техники замены слов «я должна» на слова «я выбираю» во второй части статьи по этой ссылке «КОМПОНЕНТЫ СОЦИОФОБИИ»